Новая английская сказка — сенсация книжных продаж
КНИЖНАЯ БИТЛОМАНИЯ
Под занавес прошлого века пресса заговорила об удивительном английском бестселлере, которым восхищается весь мир. Но скоро, дескать, волна докатится до России, и у нас начнется такое же сумасшествие, как на цивилизованном Западе. Я навел справки и выяснил, что первая книжка Джоан Роулинг из цикла про Гарри Поттера на русском языке уже существует. Напечатана она в декабре, и вокруг нее сразу же возник если не бум, то что-то очень похожее. Рекламируя книгу, издатели делают упор на то, что она завоевала бешеную популярность в англоязычном мире. Рассказы об успехе Джоан Роулинг напоминают одновременно хронику стихийных бедствий и репортаж с футбольного матча. История эта действительно впечатляет.
Прежде чем дойти до самой читающей страны, Гарри Поттер три года шествовал по книжным магазинам Европы и Америки, поднимая жуткий переполох. Поклонники часами стояли под дождем, чтоб получить автограф Джоан Роулинг. Журналисты откликались на ситуацию заголовками типа «Стивен Кинг повержен». Ажиотаж доходил до того, что британское Министерство просвещения попросило книгопродавцев торговать книгами Роулинг не раньше часу пополудни, чтобы учебный день не был сорван…
Убедительней всего, как известно, звучит музыка цифр. Сводка о том, что волшебных книжек продано почти 35 миллионов экземпляров на сумму около 480 миллионов долларов, стоит тысячи хвалебных эпитетов. Все четыре романа о Поттере заняли первые позиции в рейтингах и признаны самыми популярными, а главное, продаваемыми книгами для детей в англоязычных странах. Остается добавить, что киноверсия цикла про Поттера должна выйти в ноябре этого года. Ее режиссер — Крис Коламбус, тот, что снимал «Один дома».
Популярность Поттера достигла такого уровня, что в американском «библейском поясе» стали раздаваться протесты по поводу пропаганды колдовства и сатанизма. «Делом» Джоан Роулинг на предмет выявления и искоренения кощунства уже вплотную занялся совет по образованию Южной Каролины…
В общем, все признаки книжной битломании налицо. Что же, собственно, произошло? Попробуем разобраться.
ГАРРИ ПОТТЕР И МЫ
Успех Джоан Роулинг было бы куда проще анализировать, напиши она действительно великую книгу вроде «Алисы» и «Винни Пуха» или же, наоборот, сборник никчемных комиксов. В первом случае читательскую реакцию объяснили бы всепроникающей силой искусства. Во втором — низкими вкусами публики и массированной рекламной кампанией по продвижению книги. Но перед нами всего лишь крепко сделанный товар — не больше. Качественное фэнтези, политкорректная сказка, экшн в стакане воды.
Волшебники и эльфы, драконы и гоблины здесь совершают вполне невинные чудеса. У них есть собственный банк, министерства и учреждения. Волшебство их сосуществует с компьютерами и телевизорами, с обывателями, которые привыкли получать все, что захотят, и не замечают магии, даже если она сама бросается в глаза.
Но дальше узнаваемых реалий дело не идет. Похоже, волшебный мир от неволшебного отличает только то, что в волшебном герой достигает успеха. Вот и все различия. В волшебном мире живет зло, над которым Гарри властен. Тут его, маленького, невзрачного, любят, уважают и даже побаиваются. Впрочем, все по порядку.
В истории о «Гарри Поттере и философском камне» герой, которого не сумел одолеть колдун Вольдеморт, убивший его родителей-магов, попадает в дом своей тетушки Петунии Дарсли. Не зная о своем происхождении, всячески унижаемый, Гарри доживает до одиннадцати лет, и великан Хагрид забирает его в школу Колдовства. С таинственной платформы № 9 3/4 Гарри попадает в Хогвартс — английский интернат с курьезными обычаями и традициями. Там он становится звездой игры «квиддич» (баскетбол верхом на метлах). Там он учится (не всегда успешно), находит друзей, попадает во всевозможные истории и обнаруживает философский камень. Гарри, и прежде знаменитый тем, что его не сумел одолеть злой маг, становится еще более популярным.
Вторая и третья части тоже начинаются в доме Дарсли. Но у Гарри уже есть гарантированная волшебная страна, куда он едет после каникул, «столь желанных всеми детьми и так нелюбимых Гарри».
«Гарри Поттер и тайная комната» — о том, как Гарри возвращается в школу Колдовства, знакомится с секретами комнаты, закрытыми для великих магов, встречается с убийцей своих родителей и снова оказывается героем.
«Гарри Поттер и узник Азкабана» близка традиционным фэнтезийным сюжетам. Помощник злого мага Черный Сириус оказывается на свободе. Злые силы крепнут, в стане добрых героев появляются предатели. Происходит борьба, в которой добро, естественно, побеждает…
Если все семь книг выйдут и отправной точкой каждой будет начало учебного года, к концу эпопеи Гарри стукнет восемнадцать. Читатели Роулинг взрослеют вместе со своим героем, у них появляются общие проблемы и общие решения. Так что, если предыдущие поколения именуют себя бессмысленными буквами из хвоста алфавита, новое — имеет все шансы стать поколением Гарри Поттера.
Но почему?! Почему именно эта книга стала желанной тридцати пяти миллионам? Откуда такой интерес к чтению у нынешних детей, которых, согласно статистике, от компьютера не оторвешь?
Ответ на этот сакраментальный вопрос пришел ко мне во время посещения русского Интернет-сайта, посвященного Гарри Поттеру. Я вдруг понял, что Роулинг сочинила историю, удивительно похожую по своей структуре на интерактивные игры. Выражусь яснее: в ее книгу можно играть. В мире ее героев и сюжетов каждый из тридцати пяти миллионов может найти себе роль по вкусу.
Ролевые игры — изобретение давнее. В конце концов между играми в Чапаева и Петьку и тусовками толкиенистов не такая большая разница. Ролевики отличаются между собой лишь возрастом и поколенческими пристрастиями. Эти люди все без исключения недовольны своим местом в этом мире и пытаются найти другое место, более привлекательное. Специалисты даже утверждают, что ролевые игры выполняют функцию своеобразной психотерапии, которая помогает человеку адаптироваться в социуме.
В чем же фокус, спросите вы. Дети испокон веков представляли себя героями книжек и разыгрывали полюбившиеся сюжеты. Почему же ажиотаж поднялся именно вокруг Гарри Поттера? Да потому, что дети не хотят носить отцовские брюки и играть в игрушки старших братьев. Им нужен миф, который принадлежит только им. Им нужно, чтобы этот миф был наполнен узнаваемыми реалиями и увлекательно изложен. Таким мифом и оказалась сказка о Гарри Поттере.
ЗЛО: ТЕСТ НА ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ
Джоан Роулинг придумала злодеев, в которых не страшно поверить. Это, знаете ли, большое искусство. Но сам факт, что злодеев необходимо придумывать, свидетельствует о дефиците реального зла в теперешнем мире. Или о том, что с реальным злом цивилизованное общество сталкивается все реже и реже. Возникает дисбаланс, исчезает почва для мифа…
В России о зле известно больше, чем хотелось бы о нем знать. Наша история представляет собой захватывающую картину эволюции зла во всевозможных его проявлениях. Настолько захватывающую, что редкое фэнтези может с ней конкурировать. Образ путешественника по виртуальным мирам тускнеет перед перспективой представить себя тем же Чапаевым или бригадиром солнцевской группировки. Роли, которые предлагает нам беллетристика в мягких обложках, сводятся либо к криминальным персонажам, либо к героям научно-фантастической, но не сказочной реальности. Да и сказка в нашем сознании — произведение, рассчитанное не на то, чтобы в него верить, а на то, чтобы с его помощью пудрить мозги простакам.
В этой ситуации появление Гарри Поттера на просторах необъятной родины выглядит своеобразным тестом на цивилизованность. Цивилизованность, если не сильно морочить себе голову социологическими выкладками, сводится к такому уровню благосостояния и психического равновесия общества, когда зло необходимо придумывать, чтоб не было скучно жить.
Книжка Джоан Роулинг только-только появилась на наших прилавках. И рейтинг ее популярности (его несложно вычислить, подсчитав объемы продаж) покажет, выдержим мы тест или нет. Если нет — значит, до сказок мы еще не доросли. Если выдержим (а я очень на это надеюсь) — значит, что-то меняется в наших мозгах и мы учимся жить, играя. Жить, а не выживать.
Ян ШЕНКМАН
|
Похожие свитки:
Метки: Гарри Поттер, Критика, О переводе, Роулинг, СМИ