Магический ботан

Автор: admin     Рубрика: СМИ     Опубликовано: 17-02-2000

 

магический мир гарри поттера

Победоносный Гарри Поттер — отличник и очкарик, который может все

«Ex Libris НГ» уже несколько раз писал о новом культовом герое англоязычного мира — Гарри Поттере. Книги Дж.К. Роулинг собирают все более щедрую премиальную жатву: Британская книжная премия назвала ее автором года, а в уитбредовском состязании она чуть-чуть не дотянула до абсолютной победы. Сериал все продолжается. Автор утверждает, что запланировала написать семь книжек. Пока вышло только три — «Гарри Поттер и волшебный камень» («Harry Potter and Sorcerer»s Stone», 1997 — в первой редакции «Harry Potter and Philosopher»s Stone», 1996), «Гарри Поттер и таинственная комната» («Harry Potter and Camber of Secretes», 1998), «Гарри Поттер и узник Азкабана» («Harry Potter and the Prisoner of Azkaban», 1999). Недавно издательство «Arthur A. Levine Books» объявило, что четвертая книга сериала — «Гарри Поттер и состязание смертельных заклинаний» — выйдет в свет 8 июля этого года.

J.K. Rowling. Harry Potter and Sorcerer»s Stone — Arthur A. Levine Books, 1997.
J.K. Rowling. Harry Potter and Camber of Secretes — Arthur A. Levine Books, 1998.
J.K. Rowling. Harry Potter and the Prisoner of Azkaban — Arthur A. Levine Books, 1999.

СОГЛАСНО легенде, первую книгу о Гарри Поттере Джоан Роулинг начала писать в местном кафе за чашкой чая. Вроде как получалось, Джоан дали стипендию — и не кто-нибудь, а Шотландский совет искусств — на завершение проекта, книга вышла, тираж был раскуплен, у Джоан возникли мысли о продолжении.

Окололитературная пресса пела дифирамбы новой книге, говорила о ней как о международном феномене. Роман тут же занял самые высокие позиции во всевозможных книжных рейтингах, был отмечен как самый популярный среди произведений для детей в 1997 году в Британии, а в 1998-м — и в Соединенных Штатах. «Гарри Поттер и волшебный камень» была названа книгой года для детей в Великобритании, выиграла приз Smarties, получила награду в кратком списке претендентов на медаль Карнеги, была признана лучшей детской книгой в Книжном обозрении «Нью-Йорк Таймс», завоевала другие призы и награды, а главное — стала самой продаваемой детской книгой в англоязычных странах и самой читаемой.

Родители, не знавшие прежде, как оторвать детей от экранов компьютеров и телевизоров, были потрясены эффектом: Гарри Поттеру это удалось. Все возликовали и сочли, что Гарри вместе с автором не могут быть не кем иным, как настоящими волшебниками. Что Гарри волшебник — сомнений нет, об этом Джоан обстоятельно рассказала. Что же до нее самой — тут можно только догадываться. Какими чарами ей удалось околдовать Шотландский Совет Искусств, чтобы убедить его представителей, что деньги нужно вкладывать именно в ее книгу, и детей, забросивших свои виртуальные медитации и интерактивные игрушки, чтобы по старинке засыпать с книгой под одеялом, — остается загадкой. Но кое-что можно попытаться объяснить.

Наверное, опыт учительницы и одинокой мамы дочери-подростка вкупе с интуицией подсказали Джоан Роулинг, что будет читаться современными детьми. В интервью, помещенном на интернетовском сайте Scholastic, она говорит, что современный ребенок стремится уйти из скучного мира взрослых туда, где он будет обладать огромной силой и авторитетом, где он сам сможет принимать решения. Впрочем, это концепция не нова. Вся классика детской литературы так или иначе к ней апеллирует. Достаточно вспомнить имена всеми любимых Алисы и Пеппи, Питера Пена и Гекльберри Финна. И это отчасти объясняет успех Гарри Поттера, ставя его в ряд героев-близнецов. Но есть и еще одно объяснение (если таковое вообще возможно) популярности: структура книги близка алгоритму интерактивных электронных игр, привычных тем, кто стал читателями и почитателями Гарри Поттера. «Интуитивно понятен» и мир традиционных фэнтезийных персонажей.

Волшебники и эльфы, летающие средь бела дня совы, драконы и гоблины. Но и они присмирели — видимо, изучили документы конвенций по правам человека; совершают вполне невинные чудеса; у них есть собственный банк, министерства и бюрократические институты; в их волшебной стране — Хогварде — освоены и ассимилированы правила жизни обычных людей (не магов) — «маглов». Персонажи кельтского фольклора и толкиеновских историй становятся домашними и входят в мир обыденного. Все это волшебство существует не «давным-давно», «во время оно» или «once upon a time», а здесь и сейчас — рядом с компьютерами и телевизорами, машинами и дрелями, тщеславными и алчными, слишком сытыми обывателями, которые, освоившись с потенциальной возможностью всего чего угодно (постмодерн?), но в пределах рационального объяснения, не хотят замечать волшебного, даже если оно само «в нос бросается, воочию является».

Роулинг на редкость удачно использует в своих книгах фокус превращения — необходимый и в традиционной волшебной сказке, и виртуальном пространстве. И герой также классичен — Иванушка-Дурачок, который оказывается прекрасным принцем и добрым волшебником, победителем зла и героем. Гарри — классический герой волшебной сказки и в то же время современник читателя. Ушедшая было из мира детства волшебная сказка делает попытку вновь занять свое место.

***

Первая книга о Гарри Поттере кажется наиболее живой. Переплетенность в сюжете «реального» и волшебного мира максимально ощутима, но иногда чувствуется «сырость» и неловкость повествования. В последующих историях Джоан, как видно, уже освоилась с ею же введенными приемами, рассказ идет по намеченной еще в первой книге сюжетной канве: из дома злобных опекунов (описанию которого традиционно посвящается две-три главы в книге) герой — Гарри — попадает (возвращается) в Хогвард — волшебный мир, в котором-то и разворачиваются основные события истории. Но этот мир — не кэрролловское Зазеркалье, он гораздо больше похож на наш мир с его правилами и установками. Но в нем происходят чудеса, он заселен персонажами, которые иногда проникают и в обыденный мир и оказываются в нем «странными». В волшебном мире гораздо ярче контраст добра и зла, в нем нет ханжества: даже самые злобные его обитатели не умеют лицемерить, все они просты как дети.
В истории о «Гарри Поттере и Волшебном камне» маленький герой, которого не сумел одолеть злой маг — Вольдемар, — убивший его родителей-волшебников, попадает в дом своей тетушки — миссис Дурслей. Там он, в неведении о своем «волшебном» происхождении и истории гибели родителей, унижаемый и угнетаемый, доживает до одиннадцати лет (возраст инициации!), и тут посланник из волшебной страны — великан Хагрид — открывает ему тайну и забирает в Хогвард в школу Колдовства и Ведьмовства. Гарри покидает постылых родственников и попадает туда, где его любят и знают как великого мага. Он (не всегда успешно) учится, находит друзей, как всякий мальчишка шалит и попадает во всевозможные истории и почти случайно находит Волшебный камень, за которым долгое время охотились все волшебники Хогварда. Гарри, уже и прежде знаменитый тем, что его не сумел одолеть могущественный злой маг, становится еще более популярным среди обитателей волшебной страны.

Вторая и третья части неожиданно начинаются также в доме Дурслеев. Но у Гарри уже есть гарантированная волшебная страна — Хогвард, куда он отправляется после каникул («столь желанных всеми детьми и так нелюбимых Гарри»). История о «Гарри Поттере и таинственной комнате» повествует о том, как Гарри вопреки предупреждениям о грозящей опасности возвращается в школу Колдовства и оказывается во всевозможных сложных ситуациях, выпутываясь из которых различными способами, опять почти неожиданно знакомится с секретами Таинственной комнаты, остававшимися закрытыми для великих магов; встречается с убийцей своих родителей и снова оказывается героем.

История о «Гарри Поттере и узнике Азкабана» более близка традиционным фэнтезийным сюжетам. Главный помощник злого мага — Черный Сириус — оказывается на свободе. Злые силы сплачиваются и укрепляют свои позиции, в стане добрых героев появляются трусы и предатели. Происходит борьба добрых и злых сил; добро, понятно, побеждает. Гарри — снова герой, но герой — в отличие от большинства фэнтезийных героев — великодушный: он не убивает, а прощает своего врага. Смертная казнь запрещена, ей находится альтернатива и в волшебном мире.

Сказка о Гарри Поттере похожа на все другие сказки и отлична от всех. Мальчик-сирота, странный очкарик ищет себя, пытается осуществить свой я-проект между двух миров, которые оказываются одним большим миром его возможностей, его друзей и врагов, его силы и слабости. Он учится быть сильным с теми, кто считает его слабаком, и великодушным с теми, кто зависит от его воли. Взрослеет: если все семь книг выйдут и отправной точкой каждой будет начало учебного года в Хогварде, то к концу эпопеи Гарри будет скорее юношей, чем мальчиком. Это сказка о праве и долге человека оставаться человеком даже и в волшебном мире.

Анна Ландер
17.02.2000
«Ex Libris НГ»

 

Метки: , ,

Оставить комментарий

Заклинание против дементоров: *