ЖОРИК ГОРШКОВ И ЕГО ТОВАРИЩИ

Автор: admin     Рубрика: СМИ     Опубликовано: 22-03-2001

Приживется ли герой английского супербестселлера в России?

Сага о мальчике-волшебнике Гарри Поттере пользуется бешеной популярностью на Западе. Наконец-то и наши читатели получили возможность познакомиться с любимым детским героем конца тысячелетия. Первая книга Дж. Ролинг – “Гарри Поттер и философский камень” вышла в издательстве Росмэн.

Боюсь, это именно тот случай, когда критики (и писатели) будут говорить о том, что, мол, такую книгу (вернее, книги – их уже четыре) мог написать почти каждый. Просто почему-то до этого не додумался. Или побрезговал – мол, слишком просто. Вот весь успех и достался английской непрофессиональной литераторше Ролинг, взявшейся за цикл о Гарри Поттере в основном для того, чтобы решить свои финансовые проблемы.

Успех – штука коварная. Англия на фэнтези, можно сказать, собаку съела. И раз уж пресыщенным англичанам так припала именно Ролинг, значит, все же что-то в ней есть. Тем более что сага о Гарри Поттере пришлась по душе не только детям, но и взрослым.

Нелюбимый приемыш в семье благонравных обывателей, Гарри Поттер воплощает в себе универсальный архетип “гадкого утенка” – уже на первых страницах “Философского камня” выясняется, что на самом деле он могущественный волшебник, успевший прославиться еще в колыбели! Еще бы – ведь именно ему удалось отразить смертельную магическую атаку и даже “развоплотить” могущественного Вольдеморта, с которым не могли справиться солидные профессионалы. И магический мир, который существует рядом с миром обычных людей, почти не соприкасаясь с ним, сразу признает его за своего – стоит лишь попасть туда, и тебя ждут всеобщая любовь, слава и признание.

Впрочем, признание – да и любовь – нужно еще уметь отстоять. Поскольку Гарри все-таки еще не волшебник. Он только учится. В колледже для волшебников. Колледж как колледж – здесь и характерное для западных школ доносительство среди учеников, и подсиживание в среде учителей, и снобы-аристократы от магии, презирающие безродных “выскочек”, и соревнование между корпусами за переходящее, ну, не красное знамя, но что-то вроде, и фанатичное увлечение местной помесью регби и конного поло (разумеется, на метлах, впрочем, самых современных и дорогостоящих моделей)… Зато здесь разрешается держать домашних животных (особенно в чести совы), практиковать разрешенную магию – например, путешествия во времени (правда, на короткие дистанции и лишь с ведома преподавателя), устраивать вечеринки, где вдоволь всяких вкусностей и забавных магических примочек… Словом, все как по-настоящему, но все-таки немного лучше… Добавим еще Тайну и Приключение, которые поджидают учеников за каждым углом, – и рецепт Идеальной школы готов. Ну почти идеальной – поскольку, повторюсь, завистников, интриганов, ну и, конечно, явных и тайных приспешников темных сил хватает даже в стенах Магической Академии, возглавляемой добрым и мудрым профессором Дамблдором.

Борьба с темными силами – обычная сюжетная пружина фэнтези, и тут Ролинг не отступает от сложившейся традиции. Но в случае с Гарри Поттером это лишь стержень, на который нанизывается множество микросюжетов с традиционным для англиканского мировоззрения морализаторством.

Поскольку сага учит всему, чему и надлежит учить “порядочная” детская книжка.

Во-первых, что дружба превыше всего. Неразлучная троица (сам Поттер, “бедный, но честный” Рон Висли, порою терзающийся от зависти к своему блестящему другу-сопернику, и “правильная” зануда отличница Гермиона) то впутывается во всякие сомнительные авантюры, то, рискуя когда аттестатом, а когда и жизнью, выручает друг друга.

Во-вторых, что любое правило следует подвергать сомнению (впрочем, это не относится к столь любимому англичанами принципу “честной игры”, это святое), а свободомыслие ненаказуемо (и даже исподтишка поощряется теми же мудрыми магами).

В-третьих, что за личиной друга может скрываться враг, а за личиной изгоя и преступника – друг.

Ну и так далее…

Победить чудовищных Дементоров, высасывающих из своих жертв жизненные силы, справиться с приспешниками коварного Вольдеморта, выполнить невыполнимые (как и положено в сказке) задания Гарри Поттеру помогают родительская любовь, дружба, талант и здоровая инициатива, преемственность поколений и понятие о Честной Игре. Здоровые ценности западной цивилизации. Звучит скучновато, но на деле вовсе не так уж плохо…

Особенно если судить по охватившей западных читателей “поттеромании”.

Полагаю, у нас сага будет не менее популярна – хотя наши колледжи пока далеки от образа и подобия Магической Академии. Но ведь и той базовой мифологической культуры, на которой взросли саги Толкиена, у нас тоже, если честно, не было, да и нет. И ничего. Приспособились. Играем в эльфов как миленькие… Или как маленькие…

Давайте на минуту допустим все же, что мы – совсем другое дерево, что их Гарри Поттер нас не проймет, а нужен нам свой собственный, ну, скажем, Жорик Горшков (он, Поттер, скорее, Гончаров, но для нас это больно уж знаковая фамилия). И этот Жорик обнаруживает у себя магические способности и идет учиться в закрытый элитарный колледж волшебников… И что он там дальше делает? Борется с наркомафией? Разоблачает злодея-директора? Или просто устраивает в школе демократический переворот и самоуправление? Что-то не получается. Старинные замки с привидениями (по привидению-патриоту на каждый учебный корпус), кэтчеры на метлах и уютные деревушки, где в пабах подают потрясающее волшебное пиво, увы, возможны только у англичан.

Но старик-то Хоттабыч у нас был? И капитан Врунгель вроде был неплох. И Карик с Валей… Да, но… Когда они были-то?

Народными героями последних десятилетий ХХ века у нас все же стали не они, а Карлсон, Винни-Пух и Муми-тролли. Или для взрослых детей – те же эльфы с хоббитами. Все – из стабильных, скучных, добропорядочных стран… Быть может, детская литература, как детектив, – ей нужна, извиняюсь за выражение, мораль. Какая-никакая, пусть навязанная, пусть вывернутая наизнанку – было б что выворачивать. Стабильность нужна. А уж на какой почве – тоталитарной или демократической – взрастет этот нежный цветок, неважно. А при нынешней ситуации я сильно сомневаюсь, что “Жорик Горшков и Красная ртуть” (или там “Жорик Горшков и Золото партии”) будет пользоваться бешеным успехом. Будь этот Жорик трижды волшебник…

М. ГАЛИНА
© “Литературная газета”, 2001

Метки: ,

Один комментарий на “ ЖОРИК ГОРШКОВ И ЕГО ТОВАРИЩИ”

  1. Пашка Гераскин пишет:

    А как же Алиса Селезнёва, она что, не стала популярной?!

    [Ответить]

Оставить комментарий

Заклинание против дементоров: *