Я читаю второй том “Поттера” в русском переводе – и в отчаяньи вспоминаю о редактуре времен советской власти.
В газетах уже написали, что издательство пригласило на второй том другого переводчика – и что второй том получился лучше первого. Ну, это, допустим, было несложно: лучше первого тома даже переводы на туалетных дезодорантах.
Но вот я взялся читать этот лучший перевод – и испытал знакомую ярость. Но – бедные русские дети. Бедное издательство “Росмэн” – они снова не поймут, почему книга имеет лишь сдержанный, невыдающийся успех. Ну, почему, почему они занимаются литературой, – ведь торговля окорочками куда прибыльнее!
Отчаянье мое было так безысходно, что я, как спятивший Белинский, записал несколько наблюдений.
Чтобы показать размеры катастрофы, я мог бы взять любую страницу, любое предложение. Вот, например, замечательная глава, называвшаяся “The Deathday Party”. Смешное название, потому что есть birthday party. По-русски – “Юбилей смерти”. Смешно? Забавно? – Нет.
Но я не хочу говорить о бездарности перевода, это безнадежный разговор. Если мальчик, главный герой книги, говорит “моя вульгарная мать-магла” (имеется в виду: она была обычным человеком, не волшебницей), если переводчик не знает, что pixies – это феи, и называет их пиксами, – не стоит и затеваться. Но точность, хотя бы точность, черт побери!
Вот, смотрите. Друзья отправляются на бал призраков. “So at seven o’clock, H.,R, and H. walked straight past the doorway to the packed Great Hall, which was glittering invitingly with gold plates and candles, and directed their steps instead toward the dungeons”. – “Ровно в семь часов вечера Г.,Р. и Г. прошли мимо Большого зала, где призывно сияли свечи и на столах поблескивали золотые блюда. Друзья победили соблазн и направились к лестнице, спускающейся в подвалы”. ГДЕ У РОУЛИНГ НАПИСАНО, ЧТО “ДРУЗЬЯ” “ПОБЕДИЛИ СОБЛАЗН”?!! Такое может быть написано только в советской книжке для детей, где все дети – “друзья” и “мальчишки и девчонки”.
Следующее предложение: “друзья” входят в подземный коридор, “lined with candles, too, though the effect was far from cheerful”. Перевод: “Коридор освещался свечами, отчего он делался еще мрачнее”. НО ВЕДЬ В ОРИГИНАЛЕ СОВСЕМ ДРУГОЙ СМЫСЛ, ТАК ЛЕГКО И ПЛАВНО ВОЗНИКАЮЩИЙ: в коридоре ТОЖЕ горели свечи, – как и в Большом зале, – но они давали совсем другой эффект!
Дальше. Герои слышат странные звуки: “Is it suppоsed to be MUSIC?- Ron whispered (слово music набрано курсивом). Перевод: “Это что, музыка? – в ужасе прошептал Рон”. Но это оскорбительное вранье, это клевета на Рона Уизли! Он не шептал в ужасе, он, как ясно всякому, шептал, скорее, с иронией: “это у них, надо понимать, МУЗЫКА?”
Потом к гостям обращается привидение Ник. У Роулинг оно говорит “mournfully”, что по-русски значит “скорбно”, но переводчик конструирует угловатое “траурным тоном”. Ладно, я взялся говорить только об ошибках. Продолжаем.
Входим в зал. Там танцуют призраки – под звуки тридцати пил, “played by an orchestra on a raised, black-draped platform”. Ясно, что оркестр расположился на сцене, обтянутой черным бархатом. Но по-русски читаем: “Играли на них музыканты в черном бархате, стоявшие на сцене”. Я хотел бы понять: как можно это перевести подобным образом? Разве что, не читая оригинала? Работая с подстрочником? А может быть – редактируя перевод, сделанный компьютером?
Заметьте, мы не прошли еще и пол-страницы.
А герои дошли только до середины зала – и пожалуйста: в оригинале им встретился “a cheerful Hufflepuff ghost, who was talking to a knight with an arrow sticking out of his forehead” – а в переводе они прошли мимо ” веселого призрака Пуффендуя, мимо рыцаря, у которого во лбу торчала стрела”. НО КТО ПОСМЕЛ ПРЕРВАТЬ РАЗГОВОР ПРИЗРАКА И РЫЦАРЯ, скажите на милость?!! Какие лингвистические соображения оправдывают это хулиганство?
Гермиона видит среди гостей утомительную Moaning Myrtle и просит друзей сделать вид, что они ее не заметили. Гарри спрашивает, кто такая Moaning Myrtle, и Гермиона отвечает:
“-She haunts one of the toilets in the girl’s bathroom on the first floor.
– She haunts a TOILET (последнее слово курсивом)?
– Yes и так далее.”
Читаем перевод: “-Это привидение из туалета девочек на втором этаже.
– Привидение из туалета? – переспросил Гарри”.
Ну, допустим, переводчик не смог обойтись без слова “привидение”, как изящно обошлась автор. Но ведь снова изменен самый смысл реакции героя! Гарри изумлен тем, что кто-то ЖИВЕТ В ТУАЛЕТЕ, а не тем, что увидит “привидение из туалета”!
Дальше встречаем в русском тексте внезапно- грубое, принадлежащее какой-то торговке семечками, а не девочке: “Войдешь в кабинку по своей надобности, а там Миртл увидит тебя и начинает рыдать”. Что же было на самом деле? – Прелестное, смешное “it’s awful trying to have a pee with her wailing at you…”
Герои замечают накрытый стол. “They approached it eagerly but next moment stopped in their tracks, horrified. The smell was quite disgusting”. А в переводе: “Троица, успевшая изрядно проголодаться, глотая слюнки, прибавила шагу. Их обоняния коснулся тошнотворный запах, минута, другая – и они увидели само угощение и остановились как вкопанные”.
К легкой фразе Роулинг будто прицепили ржавую консервную банку, как к кошкиному хвосту, и смотрят, как она побежит. Я удерживаюсь и указываю только на одно, только на одно в этой графомании: ну какая, к дьяволу, МИНУТА-ДРУГАЯ?
Продолжаем. Через МИНУТУ-ДРУГУЮ Гермиона морочит голову несчастной Миртл. “Didn’t I just say how nice Myrtle’s looking? – said H., nidging Harry and Ron painfully in the ribs. – Oh, yeah— – She did—“.
По-русски: ”
– Нет, честное слово!- горячо возразила Гермиона, больно ткнув локтем в бок сначала Гарри, потом Рона.
– Разве я не говорила вам, что Миртл сегодня отлично выглядит?
– Д-да…- подтвердил Гарри, морщась от боли. – Именно это она и сказала, – поддакнул Рон”.
Ну хорошо, ну допустим “поддакнул”. Но почему “морщась от боли”? Переводчику показалось, что так ЕЩЕ СМЕШНЕЕ?!! Представьте, что “Анну Каренину” переводят на иностранный язык: “Все счастливые семьи счастливы примерно одинаково”. ..
.Они, эти гербалайфщики от литературы, привыкли все делать “примерно, более-менее”. И так сойдет. Им кажется, что деньги не пахнут. Что не боги горшки обжигают. Они – настоящие ДУРСЛИ, которым что книги выпускать, что сверла.
Бенджамен Толстой
Похожие свитки:
Метки: Критика, Письма, Почта, Росмэн